У детей с аутизмом часто бывают трудности с поведением. В большинстве случаев это может быть связано с коммуникативным дефицитом, стремлением избежать чего-либо или получить желаемое.
Справиться с проблемным поведением в первую очередь может помочь прикладной анализ поведения (АВА) — методика с доказанной эффективностью.
«Моя дочь, Ева, уже очень многое умеет — она свободно говорит, может и попросить и отказаться, выразить эмоции, пошутить, попросить перерыв. Умеет заниматься, выполнять инструкции. Однако, длительное время мы не могли справиться с проблемным поведением. Всякий раз, когда у Евы что-то не получалось, она ударяла себя по подбородку,» – рассказывает руководитель Центра «Ладушки» и мама особого ребенка Людмила Халикова.
В случае работы с тяжелым проблемным поведением очень важна командная работа. В команду для Евы вошли: куратор программы — Диана Юрьевна Куличева, поведенческий аналитик, (г. Симферополь), старший АВА инструктор- Карсакова Татьяна (2 очных модуля с практикой по АВА), терапист в домашней среде и мама по-совместительству Людмила- Халикова (родительский модуль АВА).
Первым делом был проведен синтезированный функциональный анализ поведения, сформирована актуальная цель программы. Достижение цели разделили на этапы и приступили к тренингу SBT.
«Нам довелось работать на два города, т.к. очень важно, чтобы куратор программы видел в живую и ребенка и работу тераписта. Нашу цель удалось достичь: Ева больше не ударяет себя по подбородку в случае неудачи, — рассказывает Людмила Халикова. – Мы очень признательны Диане Юрьевне Куличевой за сотрудничество, для нас это очень ценный опыт и главное- достижение цели существенно улучшило качество жизни Евы!»
Людмила также отмечает, что она в очередной раз убедилась в том, что прикладной анализ поведения (АВА) — очень гибкая, вариативная и чуткая технология помощи, которая позволяет ребенку с аутизмом быть успешным и самостоятельным.