Как коммуницировать с неговорящим ребенком? Как научить навыкам общения детей с функциональными нарушениями речи?

Одной из проблем детей с аутизмом – является задержка развития речи и трудности в коммуникации. Если к двум годам ребенок не заговорил, надо прибегнуть к формированию альтернативной коммуникации. Специалисты Ресурсно-Методического Центра «Ладушки» применяют научно-доказанную систему альтернативной коммуникации PECS Picture Exchange Communication System®, которая в свою очередь была разработана выдающимся логопедом Лори Фрост и доктором, специалистом по прикладному анализу поведения Энди Бонди.

Это самый наглядный и простой способ общения с помощью карточек, на которых изображены мотивационные предметы и действия.

Благодаря этой методике:

-ребенок может выражать потребности, просьбы и желания,

— ребенок учится инициировать взаимодействие,

— снижается проблемное поведение,

-повышается качество общения и жизни,

— развивается понимание речи, может стать толчком для развития речи

«Как мы работаем по системе PECS? Сначала проводим анализ мотивационных стимулов для ребенка. Мы выясняем, чем он больше всего увлечен. Это может быть игрушки или «вкусняшки». Затем делаем карточки с изображением и названием этих предметов, игрушек, активностей. Ребенок берет карточку, передает коммуникативному партнеру (маме, папе, брату или сестре), партнер озвучивает, что изображено и тут же дает желаемое. Картинки – хорошая визуальная опора. Часто называние предметов так же хорошая тренировка. Это может стать толчком к развитию речи», — поясняет педагог-психолог и специалист по работе с семьей Центра «Ладушки» Александра Воронкова.

Первые две фазы PECS самые важные — они обучают ребенка инициировать общение, понимать к кому обращаться и каким образом это можно сделать эффективно.

Для начала работы по системе PECS не обязательным является навык различения картинок, соотнесение их с реальным объектом, это все тренируется на третьей фазе.
На четверной фазе дети уже обучаются формулировать предложения при помощи карточек (это очень напоминает фразовый конструктор) и зачастую, на этой фазе ребенок начинает говорить.
Но есть дети, которые в силу выраженности своих трудностей, не смогут заговорить, однако, с помощью карточек PECS они смогут качественно общаться и не использовать для общения проблемное поведение.

2 комментария “Как коммуницировать с неговорящим ребенком? Как научить навыкам общения детей с функциональными нарушениями речи?

  1. Карина Ответ

    Уже в первый месяц работы с карточками ребёнок-аутист способен научиться произносить от 5 до 20 слов. Параллельно родители проговаривают названия предметов и действий, стараясь сделать так, чтобы ребёнок запомнил и, насколько это возможно, попытался их воспроизвести. Даже если это будет только попытка, нечленораздельное мычание с его стороны, это может считаться достижением, которое открывает новые возможности в общении с ребёнком-аутистом. Поэтому, руководствуясь принципами поведенческой терапии, мы должны поощрять любые попытки ребёнка назвать желаемый предмет или действие. Уже в первый месяц работы с карточками ребёнок-аутист способен научиться произносить от 5 до 20 слов. Но приобретение полноценных навыков вербального общения может занять несколько лет. Задача родителей на этом этапе — не снижать темпы развития и регулярность занятий с ребёнком за пределами реабилитационного центра.

  2. Вячеслав Ответ

    Учить ребёнка-аутиста общаться нужно с того, чтобы дать ему возможность выражать свои желания и эмоции альтернативными способами. Развитие коммуникативных навыков начинается, как правило, с того, что терапевт вместе с родителями учит ребёнка попросту указывать на желаемый предмет, одновременно проговаривая его название и действия, которые они с ним производят. Задача терапии на данном этапе — удерживать внимание ребёнка и пытаться ненавязчиво включить его в этот опосредованный процесс коммуникации. На первый взгляд и эта задача может показаться сложной, и здесь хорошим подспорьем станут специальные карточки, которые обозначают отдельные предметы или действия. Используя эти карточки, мы вводим систему альтернативной коммуникации, которая служит промежуточным звеном между невербальным и словесным общением с аутистом. Ребёнок начинает общаться посредством карточек, сначала указывая на них вместо предметов, которые они символизируют, а затем обозначая желаемые действия с их помощью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *