2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Любой маме маленького ребенка, уставшей от стирки, уборки, кормления, бессонных ночей, сил придает знание о том, что будет потом. То самое предсказуемое будущее: первый зуб, первый шаг, первые слова. Потом – детсад, школа… А вот родители, чьи малыши рождаются с особенностями развития, этой уверенности лишены. Аутизм – как раз такой «маршрут в неизвестность».

Далеко не каждый родитель в первый год жизни заметит, что с ребенком что-то не в порядке. А даже если заметит, то, скорей всего, постарается сам себя утешить тем, что малыш еще догонит сверстников. Но даже самые бдительные мамы и папы, бросившиеся в забег по врачам, споткнутся о саму систему здравоохранения. Она просто не приспособлена к тому, чтобы «увидеть» ребенка с риском развития аутизма. Диагноз, который обычно записывается как «расстройство аутического спектра» могут установить маленькому человеку только после 4 лет. И дальше судьба его зависит от настойчивости, сил и финансовых возможностей родителей. О том, что впереди, может подсказать печальная статистика: в США 90% людей с аутизмом адаптированы к жизни в обществе. В России – около 10%

Справка
Аутизм – это расстройство психического и психологического развития. Ребенок не состоянии соединить в единое целое цепочку каких-то действий. Ему трудно воспринимать окружающее, он плохо переносит изменения извне – свет, звуки, прикосновения. Он не в состоянии выражать свои потребности в привычном нам виде (эмоции, речь, жесты). Некоторым аутистам сложно ощущать свое тело.
Причины возникновения аутизма до сих пор не выяснены. Ученые пока определили некоторые состояния, при которых риск его возникновения возрастает (перенесенные матерью инфекционные заболевания, ее лишний вес, наследственная предрасположенность и т.д.).

«Все упирается в диагностику: чем раньше можно предположить развитие аутизма у ребенка, тем скорее можно начать заниматься с ребенком – чтобы компенсировать это состояние, – рассказывает директор подразделения «Подсоба особым» севастопольской общественной организации «Особые дети» Людмила Халикова. – Да, здравоохранение на это сегодня «не заточено». Самое грустное, что та помощь, которая может быть оказана в раннем возрасте, фактически определяет перспективы ребенка. К семи годам результаты малыша с аутизмом, который получил помощь и сопровождение в два года, разительно будут отличаться от тех, которые продемонстрирует его ровесник, с которым начали заниматься после четырех лет. И упирается все в отсутствие специалистов. Нужны не просто врачи, психологи, педагоги, им следует пройти очень сложное, многоступенчатое обучение».


Почти семь лет назад в Севастополе возникло родительское объединение «Особые дети». Мамы и папы детей решили, что вместе проще отстаивать права в образовательной сфере. Тогда это казалось самым важным. Но постепенно выяснилось, что требуется и взаимопомощь другого рода.


А потом мамы трех особенных детей заинтересовались самыми современными методиками развития и реабилитации. К ним «подтянулись» другие специалисты. Все они самостоятельно и за свой счет осваивали новые и новые курсы помощи особенным детям, которые в России и во всем мире признаны надежными, с доказанной эффективностью.


Так и получилось, что в Севастополе возник центр раннего вмешательства, который сейчас охватывает своим вниманием более чем 250 севастопольских семей. И принимает на диагностику риска развития аутизма детей со всего Крыма.


«К нам их направляют специалисты, родители проявляют инициативу, – перечисляет Людмила Халикова. – И диагностик из Крыма больше, чем из Севастополя. Мы предварительно просим родителей заполнить опросник, который позволяет определить риск аутизма у детей в возрасте 16-30 месяцев. Уже на этом этапе можно определить, требуется ли дальнейшая работа. Потом ждем к нам».


Для каждой диагностики требуется полностью остановить работу центра на полдня – чтобы создать лучшие условия, и собрать не меньше четырех специалистов центра. Главный помощник – ADOS-2. Это диагностическое оборудование, международный «золотой стандарт», который дает возможность оценить состояние ребенка и уровень риска развития аутизма.


«Не так давно у нас был только один специалист, который мог работать с этим оборудованием, но в декабре обучили еще троих, – сообщила Людмила Халикова. – Деньги на это – и на весь проект ранней помощи семьям, воспитывающих детей от 0 до 3,5 лет с особенностями развития, появились благодаря Фонду президентских грантов».
И диагностика аутизма, и занятия с особенными детьми для семей бесплатны. Часть расходов центра покрывается за счет гранта, остальные компенсирует государство.


В этом году сотрудников центра радует то, что все больше обращается семей с малышами полутора-двух лет. Это значит, что драгоценное время не упущено. Конечно, успехи детей с аутизмом связаны и с тяжестью состояния. Пример самой удачно компенсации – севастопольский мальчик, который уже ходит в школу, нормально общается с ровесниками и занимается спортом. Его аутизм никуда не делся, но теперь он подкреплен отличными шансами вписаться в обычную жизнь.

Источник:

http://www.newc.info/news/63878/

8 комментариев “2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *